29.07.2016

«Ограниченное участие» или как получить лицензию ФСБ?


При всем многообразии конкурсных процедур, проводимых по 44-ФЗ и 223-ФЗ, есть процедуры, участие в которых искусственно регулируется.  Сейчас речь идет не о конкурсах с ограниченным участием, потому что такое, казалось бы "говорящее" название, чаще всего означает лишь конкурс по выполнению работ на объекте культурного наследия, участие в котором может принять только организация, имеющая лицензию Министерства культуры на выполнение работ по сохранению ОКН. 

Искусственное ограничение числа участников не происходит так открыто. Чаще всего, в требованиях конкурсной документации обязательно найдется какое-то особенное требование к участнику закупки, делающее участие "посторонних организаций" в конкурсе априори бессмысленным. Иногда такие требования связаны с представленной спецификой объекта, реже - с наличием у участника опыта работ за необоснованно длительный период или наличием такой численности сотрудников, которую может подтвердить только большой проектный институт. И это при том, что предметом конкурса может являться совершенно ординарный объект. Наиболее хорош для проведения таких конкурсных манипуляций 223-ФЗ, где пожелания заказчика к участнику, по существу, ничем не ограничены. Но все-таки, хотя подобные требования, включенные в критерии оценки, и снижают значительно шанс "чужих" на победу в конкурсе, они не могут открыто препятствовать их участию.

Совсем другое дело, когда изначально аффилированный заказчик не намерен видеть на конкурсе никого, кроме той организации, которой он этот конкурс готов передать. И тогда в документацию о закупке включают нечто особенное, редкое, и, чаще всего, к предмету закупки относящееся мало. Вот об одной такой особенности требований заказчика и поговорим сегодня.

Что стоит за требованием заказчика "наличие у участника лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну обязательно"? Вначале кажется, что получить лицензию на работу со сведениями, составляющими гостайну, в просторечии именуемую "лицензия ФСБ", довольно просто. Лицензированием занимаются уполномоченные региональные и территориальные подразделения УФСБ, в соответствии  Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне». Порядок получения регламентирован в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".

Смотрим закон, там присутствует перечень документов, которые должны быть представлены заявителем:

а) заявление о выдаче лицензии (содержащее, в т.ч. сведения о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия, а также степень секретности сведений, составляющих гостайну, с которыми заявитель предполагает осуществлять работы, подтвержденную органом государственной власти или организацией, наделенной полномочиями по распоряжению указанными сведениями);

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).

Кажется, что все просто, нужно только заключить договор с организацией, которая обеспечит защиту информации, с которой в отдаленном будущем будет работать заявитель.

И вот здесь ожидает первый сюрприз – для подписания договора необходимо получить допуск к "секретным" сведениям для генерального директора.  Допуск же на генерального директора должна оформить та организация, которая еще только планирует допустить его к работе со своими гостайнами. Таким образом, получается, что требуется совершенно конкретный заказчик определенных работ, а это значит, что заказчик уже знает, кто именно будет исполнять контракт.

И все мы помним, что ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ не предполагают каких-либо контактов с заказчиком до заключения контракта. Второй сюрприз, который ждет нас на пути получения лицензии - это собственно письмо от заказчика, гарантирующее, что работа организации-заявителю предоставлена будет.  Интересно то, что получив лицензию раз под определенные работы, продлевать ее будет нужно только через три года.

Получается некий замкнутый круг: для участия в конкурсах и выполнения работ  нужна лицензия ФСБ, но получить ее можно, только уже выполняя работы. И тогда, как видится, единственным решением проблемы для коммерческих организаций является только поиск заказчика, имеющего собственные средства для оплаты работ, которые проходят вне конкурсов. Разумеется, заказчику гораздо проще и удобнее работать с организациями, которые лицензию уже имеют.

Собственно, это и есть одна из разновидностей искусственного ограничения участия в конкурсах.


тел/факс (495) 66-333-60

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков