12.08.2016

День строителя. Краткий экскурс в историю


Каждый год, начиная с 1956 года, во второе воскресенье августа отмечается профессиональный праздник – День строителя.

Это удивительно, но своим появлением праздник обязан строителям Жигулевской ГЭС.  Вспомним, как это было.

Проектно-изыскательские работы по устройству гидроэлектростанции в районе Самарской Луки и Ярославля начались с 1930-х годов, было предложено множество вариантов по использованию энергоресурсов Волги. Решение о строительстве гидроэлектростанции в створе Журавлевских гор было принято в августе 1937 года. В октябре 1940 года строительство Куйбышевского гидроузла было приостановлено и стройка законсервирована. Проектные работы были возобновлены институтом «Гидропроект» в 1949 году, и 21 августа 1950 года проект строительства Куйбышевской ГЭС мощностью 2,1 млн. кВт был утвержден.

Строительство гидроэлектростанции началось в 1950 году и продолжалось семь лет. Это была одна из грандиозных строек того времени. 

Основными сооружениями комплекса гидроузла стали:

- Земляная плотина, протяженностью  2,8025 км, высотой 45 метров и шириной по гребню 85 метров, намытая из мелкозернистых песков и защищенная полуметровыми в толщину железобетонными плитами , камнем и щебнем.

- Гравитационная бетонная водосбросная плотина,  длиной 0,9812 км, высотой 40.15 метров и шириной 53 метра. Фронт плотины, по которому производится водослив, делится на 38 пролетов, шириной 20 метров каждый, перекрывающихся плоскими затворами.

- Здание ГЭС руслового типа,  размерами в плане 600х100 метров, десятисекционное, совмещено с донными водосбросами.  Пропускная способность имеющихся сорока водосбросов при нормальном подпорном уровне водохранилища составляет 18400 м3/с. В машинном зале установлено 20 вертикальных гидроагрегатов. По зданию ГЭС, со стороны верхнего бьефа, проложены два пути железной дороги. Со стороны нижнего бьефа проходит автодорога.

- Судоходные шлюзы для пропуска речных судов, расположенные по левому берегу., состоящие из подходных каналов с ограждающими и волнозащитными дамбами, причальными сооружениями. Железная и автомобильная дороги также проходят по верхним головам шлюзов.

- Куйбышевское водохранилище, протяженностью 680 км, максимальной шириной 27 км и максимальной глубиной 32 метра,  стало самым большим водохранилищем в Европе.

Жигулевская ГЭС включена в Единую энергосистему страны и не только способствует покрытию пиковых нагрузок и регуляции частоты, но и регулирует уровень воды в Волге, поддерживая ее судоходную глубину.  Вырабатываемая электроэнергия подается в Объединенные энергосистемы Центра, Урала и Средней Волги.

До сих пор Жигулевская ГЭС (Куйбышевский гидроузел) остается уникальным объектом, не имеющем аналогов в мировом гидротехническом строительстве.

Масштабность строительства гидроузла, включающего в себя не только земляную плотину с сопрягающимися дамбами, здание ГЭС с донными водосбросами, судоходные шлюзы, но и участки автомобильной и железной дороги, настолько впечатлила Первого Секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева, что 6 сентября 1955 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» и первый День строителя был отмечен 12 августа 1956 года.

С тех пор многое изменилось, но День строителя продолжает праздноваться каждый год не только в России, но и во многих бывших союзных республиках. С  2011 года решением Министерства регионального развития РФ День строителя объявлен в России федеральным праздником и отмечается на государственном уровне.

В преддверии наступающего Дня строителя мы поздравляем не только проектировщиков и строителей, но и всех, кто каким-либо образом связан с работой в строительной отрасли. Строительство это процесс, который всегда имеет измеримую цель и видимый результат, а потому и посильное вложение каждого из нас в этот процесс не останется незамеченным. С праздником, коллеги! 

1.jpg

2.jpg

3.jpg


тел/факс (495) 66-333-60

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков