16.01.2013

Особенности работы с Государственными заказчиками

В проектировании в должности Главного инженера проекта я работаю уже достаточно долгое время, причем заказчики по объектам были в основном из коммерческих организаций. Но за последний год я в полной мере открыл для себя такое направление, как работа с государственным заказчиком. Казалось бы, что в этом плохого? Работы очень много: проекты на строительство и капитальные ремонты объектов различного назначения и площади, как в комплексе так и по отдельным разделам (устройство эвакуационных выходов, ремонт кровли и фасадов, благоустройство территории, капитальные ремонты различных инженерных систем и т.д.). Работай - не хочу. Да и само слово «Государство» на уровне подсознания вызывает такие ассоциации, как «стабильность», «надежность», «законность» и др. Но на деле всё выходит несколько иначе. Все чаще в конкурсной документации встречаются государственные контракты на исполнение функций заказчика, т.е. проектировщик сам получает все необходимые исходные данные и на их основании разрабатывает проектно-сметную документацию. Опять-таки, что в этом плохого? Сам себе хозяин, удаляется «лишнее» звено при ведении переписки и согласовании документации, оперативность и эффективность растет и госзаказчик доволен: ведь фактически проектировщик всё делает за него, а ему остается только отчитываться перед государственными органами о качественно и в срок выполненной работе, либо взыскивать штрафы с исполнителя, если сроки по контракту сорваны, либо работа выполнена некачественно.

Обратим внимание на то, что любой государственный контракт имеет фиксированную цену работ и фиксированные сроки их выполнения.

Цена контракта определяется из стоимости выполнения отдельных видов работ путем составления сметы, прилагаемой к конкурсной документации, с учетом тендерного снижения. Но при сложившемся подходе к организации работы государственному заказчику незачем держать в штате людей, досконально понимающих всю «кухню» процесса проектирования и способных определить полный перечень всех необходимых исходных данных, разделов проекта и согласований, а самое главное, заложить на эти работы реальные сроки и «реальные» деньги. По этой причине немалая часть работ не учитывается в стоимости работ по контракту.

Вот перечень самых распространенных из работ, которые обычно не учитываются в госконтрактах:

- Инженерно-геологические изыскания (хотя в контракте есть указания о необходимости усиления фундаментов);

- Инженерно-экологические изыскания (делаются совместно с геологическими изысканиями, при согласовании ПСД в Государственной экспертизе требуется в обязательном порядке);

- Обследования технического состояния зданий окружающей застройки, попадающих в зону влияния при проведении работ (обычно требуется при новом строительстве и серьезном вмешательстве в конструкции реконструируемого здания):

- Обследование технического состояния существующих фасадов на предмет возможности устройства навесного фасада (требуется при согласовании проекта навесного фасада в Москомархитектуре);

- Проектные работы по выносу инженерных сетей из пятна застройки здания, либо перекладке сетей в результате изменений по планировке территории;

- Проект организации строительства, без которого невозможно согласовать проект наружных инженерных сетей в Отделе подземных сооружений Мосгоргеотреста;

- Не предусматриваются средства на получение технических условий. Да, большинство ТУ выдаются бесплатно, либо суммы за их разработку незначительны, но как быть со  Специальными техническими условиями на обеспечение пожарной безопасности объекта? Стоимость работ по их разработке начинается с отметки в 1 млн. (ОДИН МИЛЛИОН) рублей!

- Не предусматриваются средства и на согласование ПСД. Как правило, суммы не такие большие (5 – 50 тыс. руб.), но согласование ПСД, например, в Мосгосэкспертизе обходится в «круглую» сумму в районе полумиллиона рублей.

- Не предусматриваются средства на разработку некоторых дополнительных специальных разделов проектной документации (Например, технический регламент процесса обращения с отходами строительства и сноса).

Кроме того, для исполнителя существуют некоторые риски, которые могут возникнуть в процессе проектирования, например необходимость выполнения дополнительных работ и получение дополнительных исходных данных.

 Что касается сроков выполнения работ по Государственным контрактам, то зачастую они не просто фантастически короткие, а нереальные.

Приведу пример. Срок исполнения работ по Государственному контракту на разработку проектно-сметной документации на комплексный капитальный ремонт одной из средних общеобразовательных школ, расположенной на территории Новой Москвы, составляет тридцать календарных дней! Это равняется в лучшем случае двадцати трем рабочим дням. За этот срок должны быть выполнены работы, которые можно разделить на четыре основных этапа:

1.      Изготовление обмерных чертежей здания в формате Автокад (исходный материал для всех проектировщиков).

2.      Обследование технического состояния строительных конструкций и инженерных систем здания с выпуском технического заключения.

3.      Выпуск проектно-сметной документации.

4.      Согласование проектно-сметной документации.

 

Насколько реально выполнить данную работу в установленные контрактом сроки? Очевидно, что абсолютно нереально, поскольку результат работы по каждому предыдущему этапу работ представляет собой исходные данные для выполнения последующего этапа. При этом все разделы проектной документации невозможно выполнять параллельно, поскольку вначале необходимо получить обмерные чертежи здания, затем разработать планы этажей с расстановкой необходимого оборудования и мебели, затем выполнить раздел «Архитектурные решения» в минимально необходимом объеме, при котором возможно начало работы конструкторов и проектировщиков инженерных систем, и только ближе к завершению перечисленных разделов ПСД разрабатываются так называемые «специальные» разделы (Энергоэффективность, Мероприятия по охране окружающей среды, Проект организации капитального ремонта, Технический регламент процесса обращения с отходами строительства и др.) и сметная документация.

 Кроме того, не стоит забывать про увязку различных разделов ПСД между собой в процессе их разработки.

Согласование ПСД в государственных организациях также занимает достаточно продолжительное время, поскольку в некоторых из них, согласно регламента, срок рассмотрения комплекта ПСД составляет один месяц, не говоря уже о времени, необходимом для устранения замечаний.

Вышеперечисленные трудности государственному заказчику известны, но, боюсь, эта информация ему неинтересна, поскольку для него все проблемы решаются одним росчерком пера в тексте контракта: «Получение всех необходимых исходных данных, разработка дополнительных разделов проектной документации и оплата согласований разработанной ПСД осуществляется Исполнителем за свой счет». Вот и получается, что всё «стабильно», «надежно» и «законно», но только не для исполнителя контракта, а для госзаказчика.

Надеюсь, что данная статья будет полезна проектным организациям в случае их участия в тендерах и при анализе конкурсной документации по объектам Государственного заказа.

ГИП ООО "ПСК СТРОЙСИЛА"  Д.А. Буров


тел/факс (495) 66-333-60

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков